Общие сведения
Удаленность (по автодорогам):
- от регионального центра – около 310 км.;
- от Москвы – около 1 700 км.
Добраться до Магнитогорска можно:
- на автомобиле;
- по железной дороге (Южно-Уральская железная дорога);
- посредством авиатранспорта (Международный аэропорт «Магнитогорск»).
Магнитогорск является вторым после Челябинска городским округом по площади и численности населения в регионе, чем заслужил статус «второй столицы Южного Урала».
Город является одним из крупнейших мировых металлургических центров. На территории города располагается Магнитогорский металлургический комбинат (ПАО «ММК») – одно из крупнейших промышленных предприятий черной металлургии в России.
Население Магнитогорска по состоянию на 01.01.2024 года – 408 736 человек.
Площадь Магнитогорска – 394,7 кв. км.
Административно город разделен на три района: Ленинский, Правобережный и Орджоникидзевский.
Центральная магистраль Магнитогорска - проспект Карла Маркса
Крепость и станица
В связи с переносом государственной границы к середине XIX века крепость Магнитная утратила былое стратегическое значение, а поселение, возникшее у крепости, было преобразовано в станицу Магнитную, подавляющую часть населения которой составляли военные и казаки.
С 1752 года расположенная неподалеку от крепости Магнитной богатая железной рудой гора Атач (Магнитная) была закреплена за уральскими промышленниками – Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым. Гора использовалась ими исключительно в качестве сырьевой базы. До начала индустриализации в СССР крупных производств у горы Магнитной не организовывалось, хотя многие ученые и исследователи неоднократно заявляли об обнаружении в недрах горы крупнейших залежей железной руды (среднее содержание железа в магнитогорской руде - около 70%, что считается достаточно высоким показателем).
Окрестности крепости Магнитной, рисунок поэта Василия Жуковского, 1837 год
«Великая советская стройка»
В январе 1929 года был образован Магнитострой – организация, главной целью которой стало строительство нового металлургического комбината. А 30 июня 1929 года к горе Магнитной прибыл первый эшелон с первостроителями Магнитогорска – именно это дата и считается днем рождения города.
На строительство комбината в неосвоенную степь со всей страны стекались энтузиасты, деятельные партийцы, комсомольцы, спецпереселенцы и заключенные, сельское население, представители национальных республик в составе СССР.
Несмотря на суровый степной климат, слабое снабжение, низкий уровень механизации и практически полное отсутствие капитального жилья, первостроители, приехавшие на одну из самых знаменитых «великих советских строек», справились с тяжелейшей задачей в максимально короткие сроки. Уже 1 февраля 1932 года первая домна выдала первый чугун (впервые в истории мировой металлургии домну запускали в зимнее время) – был запущен металлургический комбинат, один из крупнейших в СССР.
Прибытие первого паровоза на Магнитострой, 30 июня 1929 года
«Город будущего»
Концепцию строительства Магнитогорска в 1931 году писатель Эмилий Мидлин описывал так: «…Его основывают не воители и не купцы. История основания его не связана ни с именами прославленных полководцев, ни с именами предприимчивых купцов-мореходов. Магнитогорск не будет иметь памятников старины. Его быт не узнает традиций... О прошлом его не придется рассказывать никому. Магнитогорск растет из будущего, и то, что когда-нибудь сможет стать его прошлым – начинается завтра. Гора дала городу имя. Она же дает ему жизнь. Городу и металлическому заводу... Здесь будут заняты люди. Это место не может быть заменено никаким другим…».
Уникальная возможность спроектировать новый советский город привлекала внимание множества прославленных архитекторов. Причем не только советских, но и зарубежных. Так, в первой половине 1930-х годов генеральным планом Магнитогорска занималось несколько видных московских зодчих, после чего столь амбициозная задача перешла в руки европейских архитекторов во главе со знаменитым немецким градостроителем Эрнстом Маем, представителем архитектурной школы «баухаус». Строительство капитального жилья стартовало летом 1930 года: первый жилой дом был заложен 5 июля – через несколько дней после торжественной закладки первой домны ММК.
Однако процесс проектирования и строительства полноценного города замедлялся по множеству причин, среди которых острые дискуссии об облике и местоположении будущего соцгорода, постоянные изменения планируемой мощности ММК и плановой численности населения города, недостаточное снабжение стройматериалами, низкоквалифицированная рабочая сила. К сожалению, страдали от этого простые магнитогорцы, вынужденные после изнурительных смен на Магнитострое проживать в палаточных городках, землянках, саманных домах, бараках. Несмотря на суровые условия жизни, работы и быта, первостроители были рекордсменами, стахановцами, победителями множества соцсоревнований – верили в светлое будущее и в достижение всех поставленных перед ними целей и задач.
К середине 1930-х годов вопросы городского строительства вернулись в руки советских архитекторов. Был найден необходимый консенсус, принят ряд окончательных решений по расположению и планировке Магнитогорска. Тем не менее приоритет строительства ММК все еще был выше вопросов строительства и обеспечения города.
Один из палаточных городков на Магнитострое, 1929-1930 годы
Первый квартал Соцгорода, середина 1930-х годов
Великая Отечественная война
К 1941 году ММК стал металлургическим предприятием полного цикла: от добычи сырья до производства конечного продукта. Однако ММК не был ориентирован на производство продукции военного назначения. Тем не менее уже 22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, комбинат получил первый военный заказ на производство броневой стали и прокатку броневого листа. Благодаря креативным и рискованным решениям руководства ММК (в частности директора предприятия Григория Носова) и самоотверженности металлургов уже через 1,5 месяца после получения заказа на ММК был настроен выпуск необходимой фронту продукции.
Посчитано, что «каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы Великой Отечественной войны были изготовлены из магнитогорского металла», а само предприятие производило больше продукции, чем Чехословакия, Польша, Испания и Италия вместе взятые. «Магнитка победила Рур», - признал в своей книге «Ахтунг, панцерн!» командующий немецкой танковой армией генерал Хайнц Гудериан.
Стоит учесть, что производственные успехи комбината в военные годы находились в том числе в руках женщин и детей, которые встали за станки и печи вместо ушедших на фронт мужей, отцов, братьев и дедов. Более 30 тысяч магнитогорцев воевало на полях Великой Отечественной войны, порядка 14 тысяч человек не вернулось из боя.
В память о событиях 1941-1945 годов в Магнитогорске в 1979 году установлен памятник «Тыл-фронту» - первая часть знаменитого скульптурного триптиха, характеризующего путь меча Победы: он выкован в Магнитогорске, его призывно поднимает «Родина-мать» в Волгограде, и опускает на расколотую фашистскую свастику «Воин-освободитель» в Берлине.
Памятник "Тыл-фронту" в парке у Вечного огня
Послевоенные годы
После Великой Отечественной войны Магнитогорск активно развивался: центр города, изначально расположенный на левом (индустриальном) берегу реки Урал, плавно переместился на правый (жилой). Во второй половине 1940-х годов через заводской пруд, построенный в 1930-е годы на реке Урал, переброшен первый городской мост – Центральный переход. Стартовал самый настоящий строительный бум, благодаря которому жители бараков и щитовых домов получили возможность переселиться в собственные комфортабельные квартиры со всеми удобствами.
Никуда не делась и борьба архитекторов за возможность проектирования города – теперь уже его правобережной части. Эта территория в конце 1940-х годов представляла собой голую ковыльную степь с многочисленными оврагами, послужившая для зодчих «чистым листом», на котором можно воплотить самые передовые архитектурные и градостроительные замыслы. В 1940-1950-е годы проектирование Магнитогорска – в руках московских и ленинградских зодчих, представителей Академии строительства и архитектуры СССР, Московского архитектурно-строительного института, Ленгипрогора.
Реализованные на магнитогорской земле проекты столичных архитекторов сейчас – самая красивая и живописная часть города (Ленинский район). Именно в Магнитогорске архитектурный стиль «сталинский ампир» (другое его название – советский неоклассицизм) достиг своего расцвета и больше всего проявил себя в ансамбле проспекта Металлургов с характерными широкими улицами, зелеными скверами, масштабностью и парадностью фасадов, разнообразием архитектурных форм и деталей (эркеры, колонны, портики, арки, барельефы, лепнина и многое другое). Проектные группы черпали вдохновение из Победы в Великой Отечественной войне, постулатов архитектуры Древней Греции, Древнего Рима и эпохи Возрождения.
Также Магнитогорск в середине XX века – передовой город в части жилищного строительства. Так, в 1951 году в Магнитогорске был сдан первый в СССР крупнопанельный бескаркасный дом (пр. К. Маркса, 32), а в 1957 году появился первый в СССР завод крупнопанельного домостроения, который способствовал бурному приросту квадратных метров.
Стоит отметить, что по многим важнейшим сферам жизни Магнитогорск в свое время был первопроходцем – в городе даже разработан отдельный экскурсионный маршрут «Первые в Магнитке», позволяющий в этом убедиться.
Вообще, Магнитогорск – это большое наглядное пособие по советской архитектуре. Если двигаться по городу с севера на юг, отчетливо видна смена архитектурных стилей: левый берег – советский функционализм, правый берег – сначала сдержанная классическая русская архитектура, затем помпезный «сталинский ампир», а позже типовые «хрущевки», «брежневки» и современная архитектура с муралами (огромными граффити на стенах домов).
В середине 1950-х годов серьезно обсуждалась идея создания отдельной Магнитогорской области, которая объединила бы в одном регионе несколько крупных металлургических предприятий и их основную сырьевую базу. Однако задумка дальше проекта не продвинулась.
Но с точки зрения значимой инфраструктуры в советское время в Магнитогорске появлялись объекты, которые не были характерны необластным городам тех времен: аэропорт, телецентр, цирк, ледовый дворец, оперный театр. Наличие данных объектов объяснялось необходимостью обеспечения комфортной жизни работников ММК – стратегически важного для всей страны предприятия черной металлургии. Подобная крепкая связь между городом и комбинатом сохраняется в Магнитогорске (моногороде) и по сей день.
В середине 1980-х годов с приходом «народного директора» Ивана Ромазана на ММК начинается кардинальное переоснащение производства. Выходит на новый уровень социальная программа «завода-гиганта»: на балансе ММК не только промплощадка, но и лечебно-оздоровительные учреждения, санатории и дома отдыха, предприятия по производству товаров широкого потребления и многое другое. Комбинат деятельно участвует и в крупных проектах по развитию самого города. Именно в эти годы была заложена крепкая основа для преодоления «лихих» 1990-х годов и последующего поступательного развития Магнитогорска уже в XXI веке.
Проспект Металлургов на рубеже 1950-1960-х годов
Магнитогорск сегодня
С точки зрения туристического потенциала Магнитогорск и его окрестности являются уникальной точкой сопряжения нескольких видов туризма, привлекая к нам множество путешественников:
- промышленный туризм – лидер промышленного туризма в России ПАО «ММК» дает возможность туристам почувствовать себя металлургами: посетить действующие цеха комбината и воочию увидеть производственный процесс (вдохновившись примером комбината, некоторые промышленные предприятия города также запускают свои экскурсионные программы – например, компания «СИТНО»);
- культурно-познавательный туризм – богатая история Южного Урала манит в наши края туристов, интересующихся советским периодом развития России и не только;
- событийный туризм – в Магнитогорске на постоянной основе проводится множество всероссийских, региональных и местных мероприятий (среди последних – Спартакиада сильнейших, Фестиваль театров малых городов, Всероссийский фестиваль ГТО среди трудовых коллективов и мн. др.);
- детский и образовательный туризм – местом притяжения талантливых ребят становится детский загородный комплекс «Абзаково», на базе которого с целью воспитания квалифицированных инженерных кадров создается круглогодичный детский развивающий центр;
- лечебно-оздоровительный туризм – в окрестностях Магнитогорска работает несколько крупных санаториев и домов отдыха, в которых можно не только отдохнуть, но еще и восстановить здоровье (дом отдыха «Абзаково», санаторий «Юбилейный», санаторий «Карагайский бор» и мн. др.);
- пляжный и горнолыжный туризм – в радиусе 30-40 километров от Магнитогорска в неповторимом природном ландшафте (степи, леса, реки, озера и Уральские горы) создана вся необходимая инфраструктура как для отдыха у воды, так и для катания на горных лыжах и сноуборде (горнолыжные курорты на озере Банное и в природном парке Абзаково).
Для самих жителей родной Магнитогорск – это город, в котором комфортно жить, работать и отдыхать. Такое утверждение в первую очередь подтверждается высокими местами Магнитогорска в авторитетных всероссийских рейтингах качества жизни населения и комфортности городской среды (например, Индекс качества городской среды).
За последние годы Магнитогорск заметно преобразился – в первую очередь за счет улучшения качества городской среды:
- благоустраиваются общественные зоны и внутриквартальные территории;
- строятся новые социальные объекты (школы и детские сады);
- реализуются крупные экологические проекты (озеленение, рекультивация городской свалки мн. др.);
- развивается малый и средний бизнес, в том числе в сфере торговли и общественного питания;
- обновляется парк городского общественного транспорта (трамваи и автобусы).
Свою лепту в социально-экономическое развитие Магнитогорска вносит и городской бизнес. Одним из самых ярких проектов последних лет является открытие городского курорта «Притяжение», созданного по инициативе Председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова. «Притяжение» - это уникальное в масштабах не только Урала, но и России круглогодичное мультифункциональное парковое пространство с рекреационными, развлекательными, спортивными, общественно-деловыми объектами.
В ближайших планах – реализация еще большего числа социально значимых инициатив, среди которых: реконструкция Международного аэропорта Магнитогорска, открытие новых очередей городского курорта «Притяжение», строительство Многопрофильного медицинского центра, университетского кампуса на базе МГТУ имени Г.И. Носова и нового плавательного бассейна в южных районах города, появление Хоккейной академии «Металлург» и мн. др.
Магнитогорск – город хоть и молодой, но уже легендарный. Учитывая огромный вклад комбината и самого города не только в развитие отечественной металлургии, но и в Победу в Великой Отечественной войне, Магнитогорск был удостоен нескольких званий и наград:
- Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
- Орден Ленина (1979 год);
- Город трудовой доблести (2020 год).
Почетное звание «Город трудовой доблести» Магнитогорску было присвоено Президентом России в 2020 году, а уже в 2021 году в городе появилась памятная стела, которая стала первым подобным объектом в России. А еще через год ПАО «ММК» удостоен почетного знака «За успехи в труде».
В 2022 году был разработан новый фирменный стиль туристического бренда Магнитогорска – «Стальное сердце России». А что такое сердце? С одной стороны, это главный орган человеческого организма, двигатель, обеспечивающий жизнь каждого человека – так и металлургия является одной из важнейших отраслей экономики России. С другой стороны, именно с сердцем всегда связаны такие человеческие ощущения, как добро, теплота, гостеприимство и любовь. Поэтому никакой «уральской суровости» в наших жителях, несмотря на закаленный «магнитогорский характер», и в помине нет. Скорее, наоборот: мы дружелюбный и гостеприимный народ, влюбленный в свою малую Родину.
Фестиваль "Чистый воздух" в Магнитогорске, июль 2024 года
Благодарим за интерес к Магнитогорску. Ждем вас в гости!