Что открыто? Какая погода в горах? Где кататься? Узнайте ответы в телеграм-канале

История города

Общие сведения

Магнитогорск – городской округ, расположенный на юге Челябинской области (на границе с Республикой Башкортостан): в степной зоне с умеренно континентальным климатом. Город расположен у подножия горы Магнитной, на восточном склоне Уральского хребта, по обоим берегам реки Урал, по которой проходит географическая граница между Европой и Азией.
Удаленность (по автодорогам):
- от регионального центра – около 310 км.;
- от Москвы – около 1 700 км.
Добраться до Магнитогорска можно:
- на автомобиле;
- по железной дороге (Южно-Уральская железная дорога);
- посредством авиатранспорта (Международный аэропорт «Магнитогорск»).
Магнитогорск является вторым после Челябинска городским округом по площади и численности населения в регионе, чем заслужил статус «второй столицы Южного Урала».
Город является одним из крупнейших мировых металлургических центров. На территории города располагается Магнитогорский металлургический комбинат (ПАО «ММК») – одно из крупнейших промышленных предприятий черной металлургии в России.
Население Магнитогорска по состоянию на 01.01.2024 года – 408 736 человек.
Площадь Магнитогорска – 394,7 кв. км.
Административно город разделен на три района: Ленинский, Правобережный и Орджоникидзевский.


1. К общим сведениям.jpg
Центральная магистраль Магнитогорска - проспект Карла Маркса

Крепость и станица

В 1743 году на территории нынешнего Магнитогорска была основана крепость Магнитная – важная часть Оренбургской оборонительной линии крепостей по реке Яик (прежнее название реки Урал). Линия предназначалась для защиты территории Российской империи от набегов враждебных кочевых народов.
В связи с переносом государственной границы к середине XIX века крепость Магнитная утратила былое стратегическое значение, а поселение, возникшее у крепости, было преобразовано в станицу Магнитную, подавляющую часть населения которой составляли военные и казаки.
С 1752 года расположенная неподалеку от крепости Магнитной богатая железной рудой гора Атач (Магнитная) была закреплена за уральскими промышленниками – Иваном Твердышевым и Иваном Мясниковым. Гора использовалась ими исключительно в качестве сырьевой базы. До начала индустриализации в СССР крупных производств у горы Магнитной не организовывалось, хотя многие ученые и исследователи неоднократно заявляли об обнаружении в недрах горы крупнейших залежей железной руды (среднее содержание железа в магнитогорской руде - около 70%, что считается достаточно высоким показателем).


2. Окрестности крепости Магнитной, 1837.jpg
Окрестности крепости Магнитной, рисунок поэта Василия Жуковского, 1837 год

«Великая советская стройка»

Окончательное решение о строительстве у горы Магнитной «завода-гиганта» было принято в 1925 году – ХIV конференция РКП(б) вынесла решение «признать постройку заводов металлопромышленности первоочередной задачей». В тезисах доклада Феликса Дзержинского, председателя Высшего Совета народного хозяйства СССР, указывались три района постройки: юг (Запорожье), Урал (гора Магнитная), Сибирь (Кузбасс).
В январе 1929 года был образован Магнитострой – организация, главной целью которой стало строительство нового металлургического комбината. А 30 июня 1929 года к горе Магнитной прибыл первый эшелон с первостроителями Магнитогорска – именно это дата и считается днем рождения города.
На строительство комбината в неосвоенную степь со всей страны стекались энтузиасты, деятельные партийцы, комсомольцы, спецпереселенцы и заключенные, сельское население, представители национальных республик в составе СССР.
Несмотря на суровый степной климат, слабое снабжение, низкий уровень механизации и практически полное отсутствие капитального жилья, первостроители, приехавшие на одну из самых знаменитых «великих советских строек», справились с тяжелейшей задачей в максимально короткие сроки. Уже 1 февраля 1932 года первая домна выдала первый чугун (впервые в истории мировой металлургии домну запускали в зимнее время) – был запущен металлургический комбинат, один из крупнейших в СССР.


3. Прибытие первого паровоза, 1929.jpg
Прибытие первого паровоза на Магнитострой, 30 июня 1929 года

«Город будущего»

Постепенно вокруг стройплощадки ММК стали образовываться многочисленные рабочие поселки, образовавшие впоследствии город Магнитогорск. Осенью 1929 года решением высших органов власти СССР Магнитогорск становится пролетарским, социалистическим городом, возводить который необходимо по совершенно новым правилам – в противовес градостроительным идеям старых городов, основанных еще при царском режиме. Магнитогорск должен был стать «городом-садом», «городом будущего» - идеальным городом для рабочего советского человека.
Концепцию строительства Магнитогорска в 1931 году писатель Эмилий Мидлин описывал так: «…Его основывают не воители и не купцы. История основания его не связана ни с именами прославленных полководцев, ни с именами предприимчивых купцов-мореходов. Магнитогорск не будет иметь памятников старины. Его быт не узнает традиций... О прошлом его не придется рассказывать никому. Магнитогорск растет из будущего, и то, что когда-нибудь сможет стать его прошлым – начинается завтра. Гора дала городу имя. Она же дает ему жизнь. Городу и металлическому заводу... Здесь будут заняты люди. Это место не может быть заменено никаким другим…».
Уникальная возможность спроектировать новый советский город привлекала внимание множества прославленных архитекторов. Причем не только советских, но и зарубежных. Так, в первой половине 1930-х годов генеральным планом Магнитогорска занималось несколько видных московских зодчих, после чего столь амбициозная задача перешла в руки европейских архитекторов во главе со знаменитым немецким градостроителем Эрнстом Маем, представителем архитектурной школы «баухаус». Строительство капитального жилья стартовало летом 1930 года: первый жилой дом был заложен 5 июля – через несколько дней после торжественной закладки первой домны ММК.
Однако процесс проектирования и строительства полноценного города замедлялся по множеству причин, среди которых острые дискуссии об облике и местоположении будущего соцгорода, постоянные изменения планируемой мощности ММК и плановой численности населения города, недостаточное снабжение стройматериалами, низкоквалифицированная рабочая сила. К сожалению, страдали от этого простые магнитогорцы, вынужденные после изнурительных смен на Магнитострое проживать в палаточных городках, землянках, саманных домах, бараках. Несмотря на суровые условия жизни, работы и быта, первостроители были рекордсменами, стахановцами, победителями множества соцсоревнований – верили в светлое будущее и в достижение всех поставленных перед ними целей и задач.
К середине 1930-х годов вопросы городского строительства вернулись в руки советских архитекторов. Был найден необходимый консенсус, принят ряд окончательных решений по расположению и планировке Магнитогорска. Тем не менее приоритет строительства ММК все еще был выше вопросов строительства и обеспечения города.


4. Город будущего (2).jpg
Один из палаточных городков на Магнитострое, 1929-1930 годы

4. Город будущего (1).jpg
Первый квартал Соцгорода, середина 1930-х годов

Великая Отечественная война

К 1941 году ММК стал металлургическим предприятием полного цикла: от добычи сырья до производства конечного продукта. Однако ММК не был ориентирован на производство продукции военного назначения. Тем не менее уже 22 июня 1941 года, в день начала Великой Отечественной войны, комбинат получил первый военный заказ на производство броневой стали и прокатку броневого листа. Благодаря креативным и рискованным решениям руководства ММК (в частности директора предприятия Григория Носова) и самоотверженности металлургов уже через 1,5 месяца после получения заказа на ММК был настроен выпуск необходимой фронту продукции.
Посчитано, что «каждый второй танк и каждый третий снаряд в годы Великой Отечественной войны были изготовлены из магнитогорского металла», а само предприятие производило больше продукции, чем Чехословакия, Польша, Испания и Италия вместе взятые. «Магнитка победила Рур», - признал в своей книге «Ахтунг, панцерн!» командующий немецкой танковой армией генерал Хайнц Гудериан.
Стоит учесть, что производственные успехи комбината в военные годы находились в том числе в руках женщин и детей, которые встали за станки и печи вместо ушедших на фронт мужей, отцов, братьев и дедов. Более 30 тысяч магнитогорцев воевало на полях Великой Отечественной войны, порядка 14 тысяч человек не вернулось из боя.
В память о событиях 1941-1945 годов в Магнитогорске в 1979 году установлен памятник «Тыл-фронту» - первая часть знаменитого скульптурного триптиха, характеризующего путь меча Победы: он выкован в Магнитогорске, его призывно поднимает «Родина-мать» в Волгограде, и опускает на расколотую фашистскую свастику «Воин-освободитель» в Берлине.


5. Тыл-фронту.jpg
Памятник "Тыл-фронту" в парке у Вечного огня

Послевоенные годы

После Великой Отечественной войны Магнитогорск активно развивался: центр города, изначально расположенный на левом (индустриальном) берегу реки Урал, плавно переместился на правый (жилой). Во второй половине 1940-х годов через заводской пруд, построенный в 1930-е годы на реке Урал, переброшен первый городской мост – Центральный переход. Стартовал самый настоящий строительный бум, благодаря которому жители бараков и щитовых домов получили возможность переселиться в собственные комфортабельные квартиры со всеми удобствами.
Никуда не делась и борьба архитекторов за возможность проектирования города – теперь уже его правобережной части. Эта территория в конце 1940-х годов представляла собой голую ковыльную степь с многочисленными оврагами, послужившая для зодчих «чистым листом», на котором можно воплотить самые передовые архитектурные и градостроительные замыслы. В 1940-1950-е годы проектирование Магнитогорска – в руках московских и ленинградских зодчих, представителей Академии строительства и архитектуры СССР, Московского архитектурно-строительного института, Ленгипрогора.
Реализованные на магнитогорской земле проекты столичных архитекторов сейчас – самая красивая и живописная часть города (Ленинский район). Именно в Магнитогорске архитектурный стиль «сталинский ампир» (другое его название – советский неоклассицизм) достиг своего расцвета и больше всего проявил себя в ансамбле проспекта Металлургов с характерными широкими улицами, зелеными скверами, масштабностью и парадностью фасадов, разнообразием архитектурных форм и деталей (эркеры, колонны, портики, арки, барельефы, лепнина и многое другое). Проектные группы черпали вдохновение из Победы в Великой Отечественной войне, постулатов архитектуры Древней Греции, Древнего Рима и эпохи Возрождения.
Также Магнитогорск в середине XX века – передовой город в части жилищного строительства. Так, в 1951 году в Магнитогорске был сдан первый в СССР крупнопанельный бескаркасный дом (пр. К. Маркса, 32), а в 1957 году появился первый в СССР завод крупнопанельного домостроения, который способствовал бурному приросту квадратных метров.
Стоит отметить, что по многим важнейшим сферам жизни Магнитогорск в свое время был первопроходцем – в городе даже разработан отдельный экскурсионный маршрут «Первые в Магнитке», позволяющий в этом убедиться.
Вообще, Магнитогорск – это большое наглядное пособие по советской архитектуре. Если двигаться по городу с севера на юг, отчетливо видна смена архитектурных стилей: левый берег – советский функционализм, правый берег – сначала сдержанная классическая русская архитектура, затем помпезный «сталинский ампир», а позже типовые «хрущевки», «брежневки» и современная архитектура с муралами (огромными граффити на стенах домов).
В середине 1950-х годов серьезно обсуждалась идея создания отдельной Магнитогорской области, которая объединила бы в одном регионе несколько крупных металлургических предприятий и их основную сырьевую базу. Однако задумка дальше проекта не продвинулась.
Но с точки зрения значимой инфраструктуры в советское время в Магнитогорске появлялись объекты, которые не были характерны необластным городам тех времен: аэропорт, телецентр, цирк, ледовый дворец, оперный театр. Наличие данных объектов объяснялось необходимостью обеспечения комфортной жизни работников ММК – стратегически важного для всей страны предприятия черной металлургии. Подобная крепкая связь между городом и комбинатом сохраняется в Магнитогорске (моногороде) и по сей день.
В середине 1980-х годов с приходом «народного директора» Ивана Ромазана на ММК начинается кардинальное переоснащение производства. Выходит на новый уровень социальная программа «завода-гиганта»: на балансе ММК не только промплощадка, но и лечебно-оздоровительные учреждения, санатории и дома отдыха, предприятия по производству товаров широкого потребления и многое другое. Комбинат деятельно участвует и в крупных проектах по развитию самого города. Именно в эти годы была заложена крепкая основа для преодоления «лихих» 1990-х годов и последующего поступательного развития Магнитогорска уже в XXI веке.


6. Сталинский ампир.jpg
Проспект Металлургов на рубеже 1950-1960-х годов

Магнитогорск сегодня

Ныне Магнитогорск – это динамично развивающийся город, крупный не только промышленный, деловой, но и культурный, спортивный и туристический центр, уже давно разрушивший всевозможные стереотипы о себе.
С точки зрения туристического потенциала Магнитогорск и его окрестности являются уникальной точкой сопряжения нескольких видов туризма, привлекая к нам множество путешественников:
- промышленный туризм – лидер промышленного туризма в России ПАО «ММК» дает возможность туристам почувствовать себя металлургами: посетить действующие цеха комбината и воочию увидеть производственный процесс (вдохновившись примером комбината, некоторые промышленные предприятия города также запускают свои экскурсионные программы – например, компания «СИТНО»);
- культурно-познавательный туризм – богатая история Южного Урала манит в наши края туристов, интересующихся советским периодом развития России и не только;
- событийный туризм – в Магнитогорске на постоянной основе проводится множество всероссийских, региональных и местных мероприятий (среди последних – Спартакиада сильнейших, Фестиваль театров малых городов, Всероссийский фестиваль ГТО среди трудовых коллективов и мн. др.);
- детский и образовательный туризм – местом притяжения талантливых ребят становится детский загородной комплекс «Абзаково», на базе которого с целью воспитания талантливых инженерных кадров создается круглогодичный детский развивающий центр;
- лечебно-оздоровительный туризм – в окрестностях Магнитогорска работает несколько крупных санаториев и домов отдыха, в которых можно не только отдохнуть, но еще и восстановить здоровье (дом отдыха «Абзаково», санаторий «Юбилейный», санаторий «Карагайский бор» и мн. др.);
- пляжный и горнолыжный туризм – в радиусе 30-40 километров от Магнитогорска в неповторимом природном ландшафте (степи, леса, реки, озера и Уральские горы) создана вся необходимая инфраструктура как для отдыха у воды, так и для катания на горных лыжах и сноуборде (горнолыжные курорты на озере Банное и в природном парке Абзаково).
Для самих жителей родной Магнитогорск – это город, в котором комфортно жить, работать и отдыхать. Такое утверждение в первую очередь подтверждается высокими местами Магнитогорска в авторитетных всероссийских рейтингах качества жизни населения и комфортности городской среды (например, Индекс качества городской среды).
За последние годы Магнитогорск заметно преобразился – в первую очередь за счет улучшения качества городской среды:
- благоустраиваются общественные зоны и внутриквартальные территории;
- строятся новые социальные объекты (школы и детские сады);
- реализуются крупные экологические проекты (озеленение, рекультивация городской свалки мн. др.);
- развивается малый и средний бизнес, в том числе в сфере торговли и общественного питания;
- обновляется парк городского общественного транспорта (трамваи и автобусы).
Свою лепту в социально-экономическое развитие Магнитогорска вносит и городской бизнес. Одним из самых ярких проектов последних лет является открытие городского курорта «Притяжение», созданного по инициативе Председателя совета директоров ПАО «ММК» Виктора Рашникова. «Притяжение» - это уникальное в масштабах не только Урала, но и России круглогодичное мультифункциональное парковое пространство с рекреационными, развлекательными, спортивными, общественно-деловыми объектами.
В ближайших планах – реализация еще большего числа социально значимых инициатив, среди которых: реконструкция Международного аэропорта Магнитогорска, открытие новых очередей городского курорта «Притяжение», строительство Многопрофильного медицинского центра, университетского кампуса на базе МГТУ имени Г.И. Носова и нового плавательного бассейна в южных районах города, появление Хоккейной академии «Металлург» и мн. др.
Магнитогорск – город хоть и молодой, но уже легендарный. Учитывая огромный вклад комбината и самого города не только в развитие отечественной металлургии, но и в Победу в Великой Отечественной войне, Магнитогорск был удостоен нескольких званий и наград:
- Орден Трудового Красного Знамени (1971 год);
- Орден Ленина (1979 год);
- Город трудовой доблести (2020 год).
Почетное звание «Город трудовой доблести» Магнитогорску было присвоено Президентом России в 2020 году, а уже в 2021 году в городе появилась памятная стела, которая стала первым подобным объектом в России. А еще через год ПАО «ММК» удостоен почетного знака «За успехи в труде».
В 2022 году был разработан новый фирменный стиль туристического бренда Магнитогорска – «Стальное сердце России». А что такое сердце? С одной стороны, это главный орган человеческого организма, двигатель, обеспечивающий жизнь каждого человека – так и металлургия является одной из важнейших отраслей экономики России. С другой стороны, именно с сердцем всегда связаны такие человеческие ощущения, как добро, теплота, гостеприимство и любовь. Поэтому никакой «уральской суровости» в наших жителях, несмотря на закаленный «магнитогорский характер», и в помине нет. Скорее, наоборот: мы дружелюбный и гостеприимный народ, влюбленный в свою малую Родину.


7. Магнитогорск сегодня.jpg
Фестиваль "Чистый воздух" в Магнитогорске, июль 2024 года

Благодарим за интерес к Магнитогорску. Ждем вас в гости!