Здание железнодорожного вокзала «Магнитогорск-Пассажирский»
К спискуУл. Вокзальная, 39
Магнитогорск уже давно считается настоящим учебным пособием по советской и российской архитектуре. Над проектированием города в свое время трудились не только именитые советские, но и европейские зодчие. На территории Магнитогорска можно встретить районы как современной, так и исторической застройки. Например, при путешествии по городу можно встретить такие архитектурные стили, как советский функционализм, ар-деко, «сталинский ампир» (советский неоклассицизм), а также типовые районы хрущевских и брежневских времен и, конечно же, образцы современного стрит-арта – муралы. Такое стилевое разнообразие позволяет туристу на практике познакомиться не только с историей градостроительной и архитектурной мысли, но и с этапами развития СССР и России.
Здание железнодорожного вокзала «Магнитогорск-Пассажирский»
Здание железнодорожного вокзала «Магнитогорск-Пассажирский» является архитектурной доминантой Привокзальной площади, от которой начинаются две главных магистрали Магнитогорска – проспект Карла Маркса и проспект Ленина.
Нынешний вокзал Магнитогорска был построен по типовому проекту института «Киевгипротранс» – это двухэтажное красно-белое здание с пилястрами, балюстрадой и центральным фронтоном, украшенным фестонами (лепнина в виде гирлянд и цепочек), в стиле советского классицизма. Вокзалы по проекту магнитогорского были повторены в Целинограде (Астане), Барнауле, Новокузнецке, Нижнем Тагиле. Существует версия, что изначальный проект магнитогорского вокзала – более вычурного, величественного и вместительного – так и не был реализован.
Здание в целом сохранило свой исторический облик, включая мраморную и яшмовую отделку в вестибюлях и залах ожидания, но оборудование, кассы, терминал самообслуживания на вокзале современные. Вокзал оснащен подземным переходом, информационными табло с расписанием прибытий и отправлений ближайших поездов, камерой хранения ручной клади и крупногабаритного багажа, круглосуточными комнатами длительного отдыха, комнатой матери и ребенка, бистро, медицинским пунктом и сувенирной лавкой.
История городского железнодорожного вокзала неразрывно связана со становлением Магнитогорского металлургического комбината. Для обеспечения строительства «завода-гиганта» на Магнитострой из Карталов (Челябинская область) была проведена железнодорожная ветка с конечной станцией «Магнитогорская», на которой вместо вокзала стоял обыкновенный вагон-теплушка. Прибытие первого поезда к горе Магнитной состоялось 30 июня 1929 года, что и считается днем рождения Магнитогорска. В 1932 году было введено в эксплуатацию первое здание магнитогорского вокзала, расположенное в левобережной части города (неподалеку от современной железнодорожной станции «Магнитогорск-Грузовой»). Его сменило нынешнее здание вокзала, возведенное в 1962 году.
Вокзал является железнодорожными «воротами города» для тех горожан и туристов, которые прибывают в Магнитогорск и отбывают из него с использованием железнодорожного транспорта. На данный момент Магнитогорск связан по железной дороге прямыми маршрутами со следующими крупными городами: Москва, Рязань, Самара, Уфа, Челябинск (в том числе на поезде «Ласточка»), Екатеринбург, Тюмень, Ханты-Мансийск, Нижневартовск и др.
Помимо здания железнодорожного вокзала в архитектурный ансамбль Привокзальной площади входят следующие объекты:
– памятник «Паровоз»;
– памятник «Металлург»;
– торговый центр «Локомотив»;
– автовокзал «Магнитогорск».
Благодарим за интерес к Магнитогорску!
Как добраться
На общественном транспорте:1. до остановки «Вокзал»:
- на трамвае: №1, 11, 17, 24, 29, 31;
- на маршрутном такси: №7, 43, 46, 51, 54, 58;
2. до остановки «Привокзальная площадь»:
- на маршрутном такси: №7, 17, 21, 22, 31, 41, 54;
- на автобусе: №4, 16, 19